Райко Петрович: 12 впечатлений от вируса

Кризис, вызванный пандемией вируса ковид-19, имел  свой локальный, региональный и международный отзвук. Каковы же 12 основных впечатлений, которые налицо уже сейчас?

Райко Петрович (Источник: Спутник)

  1. Если смотреть в целом, то Китай уже сейчас ведущая глобальная сила. В кризисе глобальных масштабов Китай продемонстрировал способность быстро и эффективно решать проблемы – самостоятельно, собственными материальными и людскими ресурсами. С другой стороны обнаружилось, что только Китай настолько силен, чтобы в значительных объемах помочь ряду других стран, даже таким развитым, как Италия и Испания. Ясно, что дело не только в его многолюдности (и в Индии более миллиарда населения) или громадной площади (чуть большей, чем площадь США). Просто современный Китай представляет собой выигрышную конструкцию для функционирования в условиях глобального кризиса: жесткая однопартийная диктатура на политическом уровне при либерализованной  экономической системе,  высокая степень технологического  развития, не нарушающая базовые общественные ценности (такие как иерархия, жертвенность в интересах общего блага, коллективизм и т.п.), образованные кадры и экономическая мощь, которая постепенно распространялась вдоль всех меридианов  без стремления вмешиваться в политические и ценностные системы других стран.
  2. Соединенные Штаты Америки все менее походят на государство в традиционном смысле этого слова (понимаемое как возникшее на добровольной основе сообщество людей, которое обладает монополией на физическое принуждение ради защиты каждого человека и порядка), а все в большей мере на государство-корпорацию, чьей основной функцией является производство денег и войн/нестабильности в мире. Все, что напрямую не входит в  осуществление этих двух функций, десятилетиями оставалось без внимания.  Впечатляет не только неспособность американской (полностью  частной) системы медицины  ответить на сколь-нибудь серьезный  биологический вызов, но и полное равнодушие (и даже беспечность) государства по поводу тех, кто заболел. Человек, который не способен делать деньги и воевать, а это больной человек, американской системе не нужен, а если бы был нужен, то США могли бы без каких-либо проблем развернуть высококачественную систему защиты здоровья. Для них дешевле и проще  найти другого, кто заменит заболевшего.  Всякий серб или представитель  любого другого народа,  желающий жить и работать в США, по крайней мере после всего случившегося,  должен  учитывать  эти факты.
  3. Россия обладает весьма солидными возможностями действовать в условиях кризиса – от подготовленных кадров, людских и материальных ресурсов, до армии, которая вновь показала себя истинным охранителем России. Свои объективные слабости в том, что касается высоких технологий, Россия может компенсировать плотным и надежным партнерством с Китаем, которое уже неоднократно проверено и подтверждено. Русские еще раз показали, что они по отношению друг к  другу очень солидарны, и  Россия своих граждан не рассматривает  в качестве лишь источников прибыли или солдат, а считает их людьми, которые  имеют ценность как таковые,  и  это может дать  ей преимущество относительно других  великих  сил.
  4. Европейский союз – это политический больной, чья болезнь постепенно переходит в острую фазу. Европейская солидарность, как один из фундаментальных  учредительных  принципов союза, провалилась  на  первом же после окончания Второй мировой войны экзамене. Всякая входящая в него страна сейчас действует  в одиночку и заботится только о своих гражданах.  Стало очевидным, что между развитым севером и менее развитым югом существует почти непреодолимый разрыв не только экономического, но и политического свойства,  когда Италия, Франция и Испания (итого 170 миллионов жителей) не в состоянии продвинуть свои политические интересы как приоритетные. Институты Евросоюза не в состоянии сколь-нибудь адекватно отвечать на масштабные вызовы. Нет единых европейских правил борьбы с коронавирусом и, если бы их каким-то чудом приняли, практически все государства их бы проигнорировали.  Стало видно, что ЕС большинству  граждан представляется какой-то далекой и непостоянной политической конструкцией. В кризисных ситуациях  средний  итальянец или немец  заинтересован в том, чтобы сберечь своих сограждан и значимые институты своей страны, а не ЕС.
  5. Децентрализованные системы медицинского обслуживания, такие как в Испании и Италии, обнаружили свою недостаточную действенность во время масштабных кризисов. В отличие от правовых барьеров, которые могут довольно легко преодолеваться введением чрезвычайного положения/ситуации, длительное непропорциональное развитие региональных систем здравоохранения привело к тому, что в одних частях указанных стран имеется больше медицинского оборудования, лекарств и пр., чем в других, а это большой гандикап в ситуации, когда надо экстренно реагировать.
  6. Некоторые европейские страны, чье влияние на первый взгляд не заметно, на самом деле еще как влиятельны. Такова Голландия, которая одной из первых воспротивилась тому, чтобы ЕС оказал помощь  Италии, Испании и Франции. Здесь, очевидно, речь идет о неприязни между европейским севером и югом, где та же Германия намного выше ценит Голландию или Данию, чем существенно более крупные и важные страны юга, только из-за близости культур и схожих политических традиций.
  7. Испания – одна из немногих стран ЕС, которая хоть сколь-нибудь смогла сохранить свой суверенитет. Это относится, прежде всего, к сфере международных отношений. Так, Испания смогла получить значительную помощь от Турции и сделала это открыто, не обращая внимания на как никогда плохие отношения между официальным Брюсселем и Стамбулом и не запрашивая мнения других членов организации.
  8. Сербия, несмотря на все несчастья, обрушившиеся на нее как изнутри, так и извне, в последние 20 лет полуоккупации, продолжает оставаться доминирующей страной в регионе, наиболее подготовленной к кризисным ситуациям. Официальный Белград пользуется международной репутацией, с которой не могут тягаться страны этой части Балкан. Это не означает, что репутация очень уж  высока, просто она выше той, которая есть  у Боснии и Герцеговины, Черногории, Македонии, Албании, да и даже Хорватии. Сербия не только имела, к кому обратиться за помощью, но эту помощь очень быстро и получила. Проще говоря, уши Москвы, Пекина, Брюсселя и Вашингтона лучше слышат Сербию, чем соседние страны. Сербия показала и то, что вопрос  о Республике Сербской рассматривается ею как вопрос долгосрочного национального интереса. Это было заметно по ее безусловной готовности помочь своим соплеменникам, не спрашивая у официального Сараево ни разрешения, ни мнения. Также видно было, что, в случае  масштабного кризиса, Македонии, Черногории и даже Боснии без помощи Сербии надеяться  не на что.
  9. Так называемая западная гражданская и политическая культура и ее превосходство над так называемой примитивной балканской – это обычный миф. В условиях чуть более жесткого кризиса, такого, как мы имеем сейчас, далекого от условий войны или  масштабной  природной катастрофы, граждане Запада продемонстрировали, как их эгоистичный и алчный индивидуализм приводит к тому, что они готовы драться в супермаркетах или аптеках даже более зверски, чем так называемые « балканцы», что не выполняют предписания своих правительств и нет у них ожидаемого доверия к власти. Об этом свидетельствует значительный рост продажи оружия в США в начале пандемии. Китайцы и корейцы в этом смысле стоят выше их уровня, да и нашего тоже.
  10. Вопрос о заселении Европы мигрантами представляет собой долговременный приоритет Вашингтона и Брюсселя, и в настоящий момент – самую главную политическую повестку дня на просторах ЕС. Обнаружилось, что даже эти чрезвычайные условия не могут поставить под  сомнение ее осуществление. Следовательно, возможны: перенесение и распространение болезни мигрантами, экономический кризис, который ударит по коренному европейскому населению, последующий значительный рост евроскептицизма – ничто из этого не мешает организаторам данного проекта в реализации их намерений. Совершенно  очевидно, что мигранты должны поселиться в ЕС любой ценой, и это говорит о том, какую головную боль  мы будем иметь, в ближайшем будущем.
  11. Христианство в западных странах давно превратилось в ненужный балласт истории. Это подтверждается тем фактом, что религиозные общины на Западе во время коронавируса даже не помышляют о публичном праздновании Пасхи или о сколь-нибудь массовых собраниях верующих на богослужение. Прозападные власти в странах Юго-Восточной Европы пытаются следовать такой-же модели, используя каждую возможность (да и эту с вирусом), чтобы представить религию как отсталый и даже вредный фактор общественной жизни.
  12. Китай располагает всеми условиями, чтобы стать первым в мире кибер-тоталитарным государством, в котором отчуждение человека от других членов общества достигнет максимального уровня. Как таковой, Китай представляет собой идеального продолжателя дела, которое начали США – создание нового мирового порядка, в котором люди будут отчуждены от Бога и друг от друга, будут жить и работать шаблонно, как киборги, и будут просто отдельными, легко заменяемыми звеньями в цепи производства и потребления.

Перевод с сербского: Владимир Наумов

Первоисточник: Фейсбук 

Источник: Стање ствари



Categories: Стање@Русски

Tags: ,

Оставите коментар

Discover more from Стање ствари

Subscribe now to keep reading and get access to the full archive.

Continue reading