Иннокентий Адясов: „Газпром“ действует по чужому сценарию?

Есть ли у „Газпрома“ концепция работы в кризисе?

Как и предполагало REX, Россия столкнулась по факту с единым фронтом ЕС и Украины в газовом вопроcе,  несмотря на все многочисленные заявления Брюсселя о его заинтересованности в скорейшем решении “газового спора” между Москвой и Киевом.

rex-1692014

Трехсторонняя встреча РФ-Украина-ЕС так и не состоялась 7-8 сентября 2014 года в Москве, хотя она и была широко разрекламирована. Министерство энергетики РФ не получило предложений о проведении трехсторонней встречи по газу 20 сентября в Берлине, хотя ранее официальный представитель Еврокомиссии Марлене Хольцнер на  брифинге в Брюсселе сообщила, что определена дата проведения встречи по газовым вопросам представителей Евросоюза, России и Украины. “Это произойдет 20 сентября в Берлине”, – сказала она.

Так что  надежда “Газпрома” на то, что Брюссель будет стремиться любой ценой урегулировать газовый спор между Москвой и Киевом до наступления отопительного сезона, оказались тщетными. Судя по всему, и Киев, и Брюссель готовы идти ва-банк и дожимать “Газпром” до последнего . Стоит отметить, что сейчас в ПХГ Украины, по информации НАК “Нафтогаз Украины” находится меньше 15 млрд кубометров природного газа, что само по себе ставит под вопрос  бесперебойное прохождение осенне-зимнего сезона в плане экспортных поставок российского газа в Европу.

Так какова стратегическая цель Киева и ЕС?

С Киевом все более иди менее ясно: резкое снижение цены  на поставляемый российский газ и перерасчет в строну значительного понижения суммы долга за уже поставленный газ (по оценке “Газпрома”, сейчас долг украинской стороны составляет около $5,5 млрд).

Но каковы сейчас стратегические цели ЕС в отношении “Газпрома”?

Еще в начале года можно было более-менее уверенно утверждать, что Брюссель заинтересован в стабильности газовых отношений с Россией, хочет новых скидок на российский газ, но серьезных шагов по ослаблению  влияния “Газпрома” на европейский рынок предпринимать не будет. Судя по всему, Кремль и  “Газпром” продолжают жить этими оценками и все недружественные шаги ЕС воспринимает как некий элемент торга по поводу цены российского газа и не более того.

Но реальность, видимо, много тревожней.

Брюссель (не без прямого давления из Вашингтона) явно пересматривает свои энергетические отношения с Москвой и тут вряд ли удастся откупиться новыми скидками ( о возможности нового пересмотра цен на российский газ для европейских контрагентов “Газпром” заявил буквально на днях).

Цель новой “российской энергетической политики” ЕС двуедина: резко ослабить финансовые возможности “Газпрома”  через сокращение валютной выручки  и повышение себестоимости добычи газа и нефти (в этом основной смысл санкций в отношении российских нефтегазовых  компаний – Россия критично зависима от импорта технологий и оборудования по двум третьим всего цикла добычи); навязать “Газпрому” новую роль на европейском рынке газа.

“Новая роль” будет заключаться в продаже основных объемов российского газа на российско-украинской границе  и полном запрете на новые транспортные проекты российского газового концерна (в возможность запуска “Южного потока” в ближайшие годы не верят уже и записные оптимисты из пресс-службы “Газпрома”, но даже столкнувшись с перспективой проблем с транзитом российского газа через Украину, Брюссель блокирует выведение газопровода Opal  из-под действия третьего энергопакета ЕС).

Провальная отчетность “Газпрома” за первое полугодие 2014 года (прибыль упала на 36%), большие проблемы в перекредитовании, необходимость финансировать крайне затратный  и экономически непонятный “китайский проект” усиливают ЕС в политике “финансовой блокады” российского газового концерна.

Судя по всему, “Газпром”  сейчас  основной своей  задачей видит срыв реверса газа из Европы  на Украину, и, если верить заявлениям  ряда европейских газовых компаний, готов идти на сокращение объема поставок российского голубого топлива  уже в Европу. Так уже цитированная М.Хольцнер сказала, что на планирующейся встрече по газовым вопросам Россия-ЕС-Украина не планируется обсуждать заявление Польши о снижении поставок российского газа в последние дни: “В настоящее время мы пытаемся понять, что именно там произошло. И это, прежде всего, польские власти должны знать, что происходит в газопроводе. Сначала мы их выслушаем, прежде чем принимать решение”. В то же время Словакия – основной поставщик на Украину реверсного газа однозначно подтверждает свою  готовность продолжать поставки, несмотря на все давление “Газпрома”. “Словацкая Республика выполнит свои обязательства, взятые на себя в рамках договора с Украиной о реверсных поставках газа”, – заявил глава МИД  этой страны  Мирослав Лайчак. Лайчак особо подчеркнул, что реверсные поставки газа на Украину из Словакии уже осуществляются на основе двустороннего соглашения. “Благодаря этому Словакия на сегодняшний день может гарантировать 40% импортного газа для Украины”, – подчеркнул глава МИД. Ранее словацкая газовая компания Slovensky Plynarensky Priemysel сообщила, что получает на 10% меньше российского газа, чем обычно.

Если “Газпром” реально пойдет на сокращение поставок российского газа в Европу (такие предложения все чаще звучат среди “ура-патриотичных” политиков и депутатов) , то он не только добровольно сократит столь нужную ему валютную выручку (альтернатива – резко повышать тарифы на газ внутри России), но и нанесет еще один мощный удар по и  так уже сильно подпорченному имиджу в Европе, а ведь именно этот рынок дает около 60% всей выручки газового концерна (конечно, можно будет списать немалые средства на масштабные пиар-кампании  за рубежом, но очень сомнительно, что это улучшит деловой  имидж “Газпрома”).

Все сильнее впечатление, что российскому газовому монополисту навязывают крайне невыгодный ему сценарий.

Стоит напомнить, что руководству СССР и ЦК КПСС хватало ума не использовать “газовый шантаж” даже на пике холодной войны, что и позволяло “Газпрому” долго эксплуатировать  созданный еще в советские времена имидж “надежного поставщика газа”.

Вообще напрашивается базовый вопрос: есть ли у “Газпрома” концепция работы в кризисе или она будет заменяться некими реактивными и частью откровенно непродуманными действиями?

Наступающий кризис не оставляет времени российскому газовому концерну для долгих раздумий.

(ИА REX, 13. 9. 2014)



Categories: Стање@Русски

Оставите коментар

Discover more from Стање ствари

Subscribe now to keep reading and get access to the full archive.

Continue reading